воскресенье, 27 сентября 2015 г.

Бизнес на международном сотрудничестве в особо крупных размерах



В этом месяце агентство Россотрудничество отмечает семилетие. Оно было создано в сентябре 2008 г. указом тогдашнего президента РФ Дмитрия Медведева. Говорят, цифра «7» - счастливая. Интересно, у кого в итоге оказалось больше счастья – у сотрудников этой структуры или у страны от их деятельности? Попробуем разобраться.

Вытягивают золото…
Вообще-то полное название ведомства гораздо длиннее – Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству. Название нудное, но его все-таки важно расшифровать, чтобы понимать, чем эта «контора», подведомственная МИДу, занимается. Собственно, официально она и занимается сотрудничеством, соотечественниками, имеет огромную сеть Росцентров науки и культуры (РЦНК). Однако весь этот официоз – надводная часть айсберга, 1/7 махины. Большая же часть деятельности Россотрудничества скрыта от глаз доверчивой публики. Называется эта деятельность воровством и коррупцией. В нехилых таких масштабах! Тем паче разворовывать есть что. Летом 2013 г. президент РФ выделил почти 10 млрд рублей на улучшение имиджа России за рубежом. Задача освоения выделенных средств была возложена на Россотрудничество. Разумеется, это далеко не все деньги, которые крутятся-вертятся в орбите агентства. Его чиновники научились великолепно «вытягивать золото из меди и из олова, из невода, из омута, из малого, из старого».

Квоты на миллионы
«Из малого», судя по всему, вытягивала «золото» бывший уже заместитель руководителя агентства Лариса Ефремова. На днях она была уволена президентским указом. Эта расторопная дама, пришедшая в Россотрудничество из Минобрнауки, курировала то, что ей было «до боли» знакомо, а именно образовательные программы. Она, в частности, контролировала квоты на обучение иностранных студентов. И контролировала, надо отметить, весьма жестко. Дошло до того, что Ефремова полностью отстранила от участия в отборе абитуриентов для российских вузов национальные министерства образования и посольства некоторых стран СНГ в РФ. Хотя сотрудничеству именно с этими странами руководство России и МИД придавали и придают особое значение. Но не г-жа Ефремова. Ей высшие соображения дипломатии оказались совершенно чужды. Выделение квот она, по весьма достоверным сведениям, превратила в высокодоходный бизнес, лично формируя списки студентов. Из-за этого узбеки уже два года подряд шлют слезные послания в МИД, а таджики (с которыми у России вообще особые отношения из-за того, что у нас на территории этой республики находится военная база) так и не смогли получить причитающихся им квот, хотя поддержка им была обещана администрацией президента РФ. Казалось бы, кто такая для Кремля какая-то Ефремова? Ан нет, та рулила, как хотела, что называется, на свой страх и риск. В результате узбеки и таджики мимо бюджетных мест в наших вузах пролетали, как фанера над Парижем (точнее над Москвой), а милые сердцу чиновницы граждане Палестины эти самые места с легкостью получали на основании неких якобы «закрытых писем» по линии Красного Креста. И не в каких-нибудь второстепенных вузах, а в лучших медицинских! Подобным образом «работала» Ефремова с китайцами, вьетнамцами, алжирцами и т.д. «Если бы кто-то решил серьезно проверить, каким образом в списках Ефремовой оказывались те или иные соискатели мест, то, возможно, могли бы вскрыться неприглядные детали распределения квот, - пишет газета «Наша версия». – А при желании заработать на иностранных студентах можно немало – свыше 100 млн рублей за сезон». По некоторым данным, в ряде стран доход за одно квотное место варьировался в диапазоне $10 – $30 тыс.

Я в РЦНК пойду – пусть меня научат
Ну а что же звонкая аббревиатура РЦНК? О, это, как объясняют сведущие люди, поистине золотая нива. Неслучайно укомплектованы центры в основном сугубыми блатниками – нередко чадами и домочадцами, не имеющими, кроме родства, никаких иных достоинств и талантов. Например, назначение в РЦНК Лондона получил сынок тоже уже бывшего зама руководителя агентства Александра Чеснокова. Тамошнюю синекуру «сын своего отца» возглавляет четвертый год – в нарушение приказа Россотрудничества о ротации кадров. Своего сына точно таким же манером устроил бывший зам тогдашнего руководителя агентства  Жиганов. Он сам сейчас возглавляет РЦНК в Словакии, сын был сначала в Канаде, ныне в Вашингтоне. Что же так влечет за бугор всех этих отцов и детей? Ну, понятно, широкие возможности для освоения бюджетных средств, а также немаленькая зарплата – руководитель РЦНК получает жалованье по ставке 80% от посла. Знающие люди рассказывают, что кадровый состав РЦНК – все эти «пенсионеры», жены, дети и прочие сваты-братья - не обладают ни должным опытом работы в современных условиях, ни необходимыми знаниями и контактами как в странах пребывания, так и в российском МИДе. Мало кто знает язык страны пребывания. Практически все эти чиновники – кипучие бездельники, получающие хорошие деньги. Например, за 10 месяцев глава РЦНК (теперь уже бывший) в Дамаске Овсянкин задекларировал зарплату в 4 млн 326 тыс. рублей, а его женушка, сотрудник того же РЦНК – 800 тыс. рублей. В сумме доход семейки превысил зарплату за этот же период некоторых федеральных министров! Говорят, что при этом г-н Овсянкин за время пребывания на «библейской земле» не только ничего не сделал, но и тратил бюджетные средства на деятельность, которой не было. В итоге РЦНК в Дамаске «законсервировали» до лучших времен. Знающие люди уверяют: для того, чтобы получить назначение главы РЦНК, надо выложить 20 тыс. «зеленых», за продление контракта – еще 25 «штук зелени». «Отрабатываются» эти денежки разными способами. Например, прибывший в этом году на Мальту г-н Матикян сразу запросил и, что характерно, быстренько получил средства на ремонт арендуемой квартиры и закупку мебели - $13 тыс. При этом, говорят, и то, и другое находилось в приличном состоянии. Г-н Матикян, судя по всему, вошел во вкус иноземного житья-бытья за госсчет. С поста замначальника одного из управлений центрального аппарата он уехал в Лондон, потом его отозвали, но уже через год он получил синекуру на курортной Мальте, хотя по приказу о ротации должен был не менее двух лет проработать в центральном аппарате Россотрудничества.
Интересно, кто-нибудь когда-нибудь всерьез оценивал эффективность работы всех этих пресловутых РЦНК? Понатыкали их по всему свету, государство тратит миллионы и миллиарды на их функционирование. А отдача какая? Скорее всего, стремящаяся к нулю. Такое впечатление, что деятельность руководства всех этих РЦНК сводится к бесконечному ремонту вполне справных зданий, закупкам все новой и новой мебели и прочего добра, а также серой сдаче помещений в аренду. Возникает также вопрос: на кой РЦНК в воюющих, неспокойных странах, где в случае обострения они могут превратиться в мишени? Например, который год строится центр в Кабуле. Денег потратили – море! При этом открытие центра все время откладывается. Любопытно бы узнать: кто-нибудь из центрального аппарата в Кабуле побывал, сметы проверял? С кого спрашивать за долгострой? Совершенно непонятно, тем более что недавно был уволен куратор этого строительства – начальник управления делами Россотрудничества Борис Совалин. Говорят, тоже тот еще был «жук».

Не засосало бы!
Рыба, как известно, гниет с головы. Увы, бывшие руководители Россотрудничества не смогли или не захотели навести порядок в своем ведомстве. При них в агентстве встали на крыло кланы коррупционеров и расхитителей государственных денег. Полгода назад руководить Россотрудничеством было поручено Любови Глебовой. Раньше, как мы помним, она возглавляла Рособрнадзор (тот, что курирует ЕГЭ). Критерии этого назначения не очевидны. Где контроль над образованием, а где соотечественники за рубежом и международное сотрудничество? Однако Глебова слывет опытным и жестким управленцем. С ее подачи уже были уволены двое замов руководителя агентства – упоминавшиеся в тексте Любовь Ефремова, Виктор Ратников. Дмитрий Квитко, который, как говорят, «ни рыба, ни мясо», тоже видимо скоро покинет свой пост. Глебова разворошила осиное гнездо, и оттуда уже раздалось гневное жужжание. Мол, шашкой махать – дело нехитрое, профессионалов обидели, их не ценят, наработанный за годы опыт идет прахом. В инстанции – в МИД, администрацию президента - понеслись разного рода «сигналы SOS», «крики души». Сейчас в агентстве работает проверочная комиссия МИД. Что ж, разрушать, действительно, не строить. Сумеет ли Глебова очистить «авгиевы конюшни» Россотрудничества и наладить работу без кумовства и коррупции или и ее тоже засосет «опасная трясина»? Ответы на эти вопросы сможет дать только время.

Михаил Яковлев